author-avatar
Алина

Логопедический массаж, упражнения для малышей

Копаясь в интернете с вопросом о лечебном массаже нашла интересную статью на тему логопедического массажа. Возможно кто-то ищет для себя, особенно она пригодится и будет полезна мамам, малыши которых находятся в нежном возрасте 6-12 месяцев. Очень хорошие, эффективные упражнения для занятий с малышом, которые в игровой форме могут доставить ему удовольствие.

Приводится простой вариант массажа лица и органов артикуляции. Он адаптирован для родителей и его несложно делать. Выполняйте только те упражнения, которые нравятся ребенку, не настаивайте.
В каких случаях можно рекомендовать эти упражнения?
1. В шесть-семь месяцев у ребенка не появился лепет
2. При произнесении звуков ребенком создается впечатление, что он это делает с трудом, у него«неловкий» язык и «непослушные» губы.
3. Ребенок легко произносит звуки, но они нечеткие/«смазанные»
4. У ребенка наблюдается поиск артикуляции, он не понимает как уложить язык и губы для произнесения звука/слова/слога.
Важно также помнить, что массаж должен нравиться ребенку.
Начинать надо постепенно, с упражнений, которые приятны малышу, ими же и заканчивать.
Наращивать упражнения постепенно, пропускать те, что категорически не нравятся ребенку.
Предлагать малышу делать часть упражнений самому. Возможно он начнет с вас или с мишки, а потом будет делать уже на себе.

Логопедический массаж
Массаж лица и органов артикуляции
1. Массаж мышц лица
Для массажа мышц лица используются «рубящие» и скользящие (имитация бритья) движения ребром указательного пальца, поглаживание, похлопывание ладонями и кончиками пальцев. Необходимо делать одинаковое количество движений, как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки.

Упражнение № 1. Активизация мышц лица. Протрите каждую щеку по кругу по кругу варежкой из махровой ткани. Движения должны быть равномерными и энергичными, начинайте от крыльев носа, двигаясь кверху по направлению к вискам, а от висков — вниз.

Упражнение № 2. Похлопывание пальцами по лицу ребенка «Побежали пальчики» Пройдитесь быстрыми энергичными движениями по щекам и губам ребенка.

Упражнение № 3. Похлопывание ладонями по щекам ребенка. Основания кистей взрослого соединены под подбородком малыша, а его щеки охвачены ладонями. Хлопайте энергично, но не очень сильно.

Упражнение №4. Похлопывание указательным и средним пальцами по губам ребенка. При этом нужно произносить: «М-м-м-м…»

Упражнение №5. Игра «Звонок».
Произносится нараспев:
— «Стенка, стенка» (при этом надо похлопывать по щекам, как в упражнении №3),
— «Потолок» (прикоснуться ко лбу),
— «Две ступеньки» (указательным и средним пальцами похлопать по подбородку и верхней губе),
— «И — звонок: «Дзыынь!» (нажать указательным пальцем на кончик носа малыша).

Упражнение № 6. Скользящие (бреющие) движения боковой стороной указательного пальца от висков ко рту малыша.

Упражнение № 7. Рубящие движения ребром указательного пальца в направлении от висков ко рту.

Упражнение № 8. Закрыть рот малыша и придержать нижнюю челюсть. Второй рукой провести от подбородка вниз по шее. Это учит сглатывать слюну.

2. Массаж ротовых мышц и языка ребенка
(Используется массажная зубная щетка или палец взрослого, обернутый бинтом).
1. Прохлопать кончиками пальцев вокруг рта по часовой стрелке и против часовой стрелки.
2. То же самое проделать медленнее, останавливаясь и как бы «ввинчиваясь вглубь» при каждом прикосновении.
3. Помассировать верхнегубные мышцы малыша: похлопать кончиком или подушечкой указательного пальца от носа к верхней губе.
4. Погладить мышцы ребенка в направлении от носа к верхней губе. Движения выполняется ребром указательного пальца.
5. Несколько раз нажать пружинящими движениями указательного и большого пальцев на точки в уголках рта. Затем свести уголки губ, имитируя их положение при произнесении звука «У». Обязательно произносить при этом «У-у-у».
6. Поместить указательный палец под нижнюю губу и подбивать ее вверх до смыкания с верхней губой. Произносить при этом «Ба-ба-ба»
7. «Пельменьчики»: смыкать губы малыша движениями большого и указательного пальцев. Эти движения должны напоминать те, что совершаются при лепке пирожков или пельменей. Произносите при этом «М-м-м».
8. Специальную массажную щетку или палец, обернутый бинтом, поместить ребенку в рот, расположив с внутренней стороны щеки. Совершать вращательные движения, поднимая мышцы вверх. Обязательно выполнять движения и справа и слева.
9. «Перетирать» изнутри мышцы обеих щек. Указательный палец со щеткой или бинтом во рту малыша, большой палец снаружи.
10. Пальцем поднять кончик языка ребенка к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), произнося при этом «Да-да-да», «Та-та-та».

Массаж языка можно делать специальной массажной или зубной щеткой, хлопая и поглаживая по центру языка от кончика к корню и обратно.
Окончание массажа. Закрыть малышу рот и указательным пальцем помочь удержать рот закрытым, помочь сглотнуть. Упражнения наращивайте постепенно.

источник

Прочитайте и другие скороговорки для детей для развития речи и дикции:
Скороговорки для развития дикции
Скороговорки сложные

Обсуждение (2)

довольно интересная и полезная информация
Логопедические упражнения сделали? А теперь давайте почитаем вот такие стишки. Я начну добавлять специальные стишки, начну с буквы «р».

Букву «Р» мы учим дружно,
Букву «Р» знать очень нужно,
Чтобы правильно, на пять
Имя Родины сказать:
РОССИЯ.
(И. Агеева)
Буква «Р»

В букве «Р» живет Россия,
Реки, рожь, ракетодром,
Руки матери родные
И родительский наш дом,
И рябиновость июля,
И росинки, и рассвет.
Буква «Р» — раненье пулей,
Что у сердца носит дед.
Разбудили утро рельсы.
Распахнулись даль и ширь.
Русый ветер мчит навстречу
По равнине. Ты дыши
Русским воздухом упругим
И ромашкам поклонись!
Начиналась с этой буквы
Наша Родина и жизнь.
Рыцарь (Р — Л)
(Стишок-скороговорка)

В бою прохудились у рыцаря латы,
И рыцарь поставил на латы заплаты,
Да прямо в заплатанных латах с цветами
Пришёл на свиданье к возлюбленной даме.

А дама взглянула на рыцаря гордо,
Схватила цветы и ответила гордо:
— Не нужен мне рыцарь с большою заплатой!
А нужен мне рыцарь с большою зарплатой!
(Г. Дядина)
Тигрёнок у логопеда (Р — Л)

Тигрёнок к логопеду
Явился на приём,
А тот, видать от страха,
Запрятался под стол:
Ещё бы! Целый тигр
И сто зубов при нём!
Да и когтей немало:
Должно быть, тоже сто!

Вот это незадача!
А тигр чуть не плачет:

– Я, доктол, этих игл
Ужасно не люблю.
Я тигл, тигл, тигл,
А «ЛЛЛ» – не говолю.
И мне никто не вЕлит,
Что нет стлашнее звеля…
Я сполить не хочу.
Я лучше залычу – ЛЛЛЛ!

Логопед из-под стола:
– Я В-в-вам очень ла… ла… ла…
То есть, я Вам очень РРРад!
Я рюбрю речить тигрят!
РРРРР!
(Е. Евсеева)
Переполох (Р)

Слушай…
– КРАжа!
–КРАжа!
– КРАжа!
–ГРАбят,
БРАтцы!
Где же стРАжа?–
– Что уКРАли?
– Два пеРА,
– БезобРАзие!
С утРА…
– Вы укРАли?
– Мы не бРАли!
– БРАли!
– БРАли!
– КРАли!
– КРАли!

Это я
Грачиный крик
Перевёл
На наш язык.
(А.Шибаев)