author-avatar
Елена

Детские пальчиковые игры для развития речи у самых маленьких

Пальчиковые игры можно начинать с самыми маленькими малышами. Упражнения нужно делать вместе с ребенком, показывая как правильно двигать пальчиками. Не переутруждайте малыша, если видите, что ребенок устал или стал отвлекаться — переключитесь на другое занятие. Принуждать детей заниматься пальчиковой гимнастикой не нужно!!! Малыши должны получать удовольствие от этих занятий.

Итак, начнем пальчиковую гимнастику:

1. Поочерёдно загибаем пальчики:

Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.

2. Прыг-скок — на ладошку одной руки ставим пальчики двугой руки. пальчики скачут — либо вместе, либо поочередно.

Наши пальцы на ладошке
Пусть попрыгают немножко:
Прыг-прыг-прыг.
Наши пальцы на ладошке
Пусть потопают немножко:
Топ-топ-топ.

3. Сгибаем пальчики:

Раз, два, три, четыре, пять,
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
или еще:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)

4. Динь-динь-бом,
Динь-динь-бом — позвенеть у правого уха
Ходит кошка с бубенцом.
Мыши сразу услыхали. — приложить руку к левому уху
Динь-бом, динь-бом.
Быстро в норку убежали — перебирать — «бежать» пальцами по столу
Динь-бом, динь-бом.
Затворили крепко дверь — спрятать руки под стол
Динь-бом, динь-бом.
Не поймаешь их теперь. — погрозить пальчиком
Динь-бом, динь-бом.

Другие темы из этого раздела смотрите здесь — Развитие логического мышления, логики и моторики у детей

Обсуждение (13)

5. По детскому стишку пальчиковая зарядка:
По реке плывёт кораблик, — Прижать нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты — продемонстрировать «кораблик»

Он плывёт издалека, — приставить горизонтально левую руку к глазам — «посмотреть вдаль»

На кораблике четыре очень храбрых моряка. — показать 4 пальца

У них ушки на макушке, — приставить обе ладошки к своим ушкам

У них длинные хвосты, — кончики пальцев обеих рук соединить вместе и далее медленно развести руки в стороны

И страшны им только кошки, только кошки да коты! — показать две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка согнуть — показать «коготки»

6. Сидит белка на тележке

В самом начале кулачек сжат.

Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:

Теперь по очереди разгибаем пальчики, начиная с большого.

Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

7. Про кукушку

Шла кукушка мимо рынка, — Идём по столу на 2 пальчиках — указательном и среднем, остальные пальчики поджаты.

У неё была корзинка, — Ладошки соединяются ковшом – корзинкой.

А корзинка на пол — бух! — Ударим сомкнутыми ладонями по коленкам и разъединим руки.

Полетело десять (девять, восемь) мух! — Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.

8. Вот такой стишок — отлично подходит для пальчиковой гимнастики:

Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
9. Еще одна пальчиковая игра:
Замок.
Ручки складываем в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы.

Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

И открыли!

Нашли этот стишок в инете, теперь это наша любимая пальчиковая игра.
Мы делили апельсин.
Много нас,
А он один.
Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.
Эта долька — для ежа.
Эта долька — для стрижа.
Эта долька — для утят.
Эта долька — для котят.
Эта долька — для бобра
По очереди загибают пальцы, начиная с большого.
А для волка — кожура.
Сжимают пальцы обеих рук в кулаки
Он сердит на нас — беда;
Разбегайтесь –
Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки
Кто куда!
Раз, два, три, четыре, пять
пальцы обеих рук «здороваются» — соприкасаются друг с другом: сначала соединяйте большие пальцы, затем указательные и т. д.
В лес идем мы погулять
указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу
За черникой за малиной
указательным пальцем правой руки нагибайте пальцы на левой, начиная с большого
Зa брусникой и за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем
указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу
Дотрагиваемся до частей тела, о которых говорится в стишке. (очень полезно — малыш запопоминает новые слова — части тела)

Пальчик пальчиком я трону,
И животика коснусь
А потом нагнусь пониже
И до пятки дотянусь
Я могу чутьчуть нагнуться,
До коленочек достать
Как бы так мне повернуться,
Чтобы спинку почесать?
Водичка-водичка (подставьте ладони под воображаемую струю воды),
Умой мое личико (ладонями «умывайте» лицо),
Чтобы глазки смотрели
(поморгайте глазами),
Чтобы щечки краснели
(потрите ладонями щеки)
Чтоб кусался зубок (пощелкайте зубами),
Чтоб улыбался роток (широко улыбнитесь).
Пальчики спать хотят
Этот пальчик хочет спать. (загибаем большой палец)
Этот пальчик лег в кровать. (загибаем указательный палец)
Этот пальчик чуть вздремнул. (загибаем средний палец)
Этот пальчик уж уснул. (загибаем безымянный палец)
Этот крепко-крепко спит. (загибаем мизинец)
Тише, тише, не шумите…
Наши пальцы не будите! (прижимаем указательный палец ко рту и говорим тише)
Встали пальчики – ура!
Заниматься нам пора. (сгибаем-разгибаем все пальцы)
Моя ладошка

Моя ладошка — это пруд
по ней кораблики плывут. (водим пальчиком по раскрытой ладошке)
Моя ладошка, как лужок,
а по лужку идёт снежок. (всеми пальчиками по очереди дотрагиваемся)
Моя ладошка, как тетрадь,
в тетради можно рисовать. (рисуем одним пальчиком солнышко)
Моя ладошка, как окно,
его помыть пора давно. (трем кулачком ладошку)
Моя ладошка, как дорожка
а по дорожке ходит кошка. (шагаем двумя пальчиками)
Моя семья

Этот пальчик — дедушка, (массируем большой палец)
Этот пальчик – бабушка (массируем указательный палец)
Этот пальчик — папочка, (массируем средний палец)
Этот пальчик — мамочка, (массируем безымянный палец)
А вот этот пальчик — я, (массируем мизинец)
Вот и вся моя семья! (сгибаем-разгибаем все пальцы)
Пчелиный улей

Вот маленький улей. (сожмите пальцы в кулак)
Где пчелы? (рассматривайте улей (кулачок)
Спрятались там, где их никто не увидит.
Вот они появились из улья (по одному показывайте пальцы)
1-2-3-4-5
И полетели: ж-ж-ж-ж-ж-ж (машем пальчиками)